Интервью с художником-постановщиком премьерного спектакля «Лес» Валерием Полуновским
27.08.2024
Валерий Исаакович в 1988 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (в настоящее время – Российский государственный институт сценических искусств), мастерская Геннадия Петровича Сотникова. Здесь же, в РГИСИ, он преподает и руководит мастерской художников-постановщиков. Работал главным художником в Красноярском театре музыкальной комедии, Новгородском театре драмы. В настоящее время является главным художником в Драматическом театре Балтийского Флота. Автор художественного оформления более 100 спектаклей. В театре «Сказка» был художником-постановщиком спектаклей «Старший сын», «Кавказский меловой круг», «Цилиндр» (режиссер А. Стависский).
– Валерий Исаакович, Вы всегда мечтали работать в театре, стать именно театральным художником?
– Нет, в театр попал случайно. И вообще, первый раз в жизни побывал в театре, зайдя в него через служебный вход в поисках работы. Но случай оказался счастливым. Это был Крымский драматический театр имени М. Горького, где работали замечательные Кирилл Никандрович Чемеков (художник), Борис Мартынов (режиссер) и много других замечательных профессионалов.
– Чем Вас привлекла пьеса великого русского драматурга Александра Островского?
– Можно начать издалека. Я бываю свидетелем этого в Петербурге, и был свидетелем за несколько дней пребывания в Абакане. Идет по улице стайка девчонок лет десяти и совершенно обыденно разговаривает матом. Дальше – больше… Идет очевидно влюбленная парочка в обнимку, целуются, я иду чуть позади них и слышу, как они при этом разговаривают матом. Поразительно! И именно поэтому надо делать Островского (…понимая тщетность усилий). Его герои в совершенстве владеют богатством русского языка, они умеют выражать свои самые сильные эмоции без использования брани, на красивом русском языке.
– Поделитесь, пожалуйста, как Вы согласились стать художником-постановщиком спектакля «Лес»? Думали ли Вы применить современные сценические технологии?
– Прежде всего говорили с режиссером Александром Стависским о феномене Островского. Великий русский драматург, потрясающий стилист («Лес» – просто кладезь афоризмов), и, в то же время, обывательское представление об Островском – пухлые «бабы на чайниках», бублики, баранки, самовары и т.д. Обсуждали, как сделать спектакль живым, увлекательным для сегодняшнего зрителя, не прибегая при этом к вульгарному «осовремениванию» автора. Это было исключено при первой встрече.
– Комфортно ли Вам работать с постановочной группой «Сказки»? Удается ли все задуманное Вами воплотить на сцене театра «Сказка»?
– В «Сказке» работают замечательные люди, искренне преданные этому театру. И сотрудничество с ними доставляет большое удовольствие. Это абсолютно искренние слова.
– Какие сценические технологии Вы любите использовать в своей работе над созданием художественного образа спектакля?
– У меня нет излюбленных технологий. Стараюсь каждый раз быть конкретным в решениях, и поэтому, если нужно, буду использовать самые современные материалы и технологии. Возьму и пластик, и железо, надо – и воду налью, и дождь пущу, и проецировать буду на дождь. А нужно будет – прибегну к самым традиционным кулисам и стенкам из холста.
– Секрет, к которому Вы обращаетесь при создании спектакля? Стараетесь ли следовать каким-то сценографическим принципам по созданию общей концепции, целостности спектакля?
– Секретов никаких нет, а советы раздавать мне приходится моим студентам. Им говорю, и сам следую совету от дедушки Ленина: «Учиться, учиться и учиться». Даже имея диплом в кармане и сто спектаклей за плечами, нужно учиться дальше…
– Раньше эскиз оформления сцены делался практически вручную, сегодня на помощь художникам пришли цифровые технологии (компьютерные программы). Какие Вы видите в этом положительные и негативные стороны? Используются ли в сценографии спектакля «Лес» IT-технологии?
– Здесь не может быть однозначного ответа. Компьютер, конечно, очень хороший инструмент, удобный и практичный. Но сейчас, пережив период активного использования компьютера в работе для театра, я стараюсь прибегать к нему как можно реже. И студентов к компьютеру стараюсь подпускать как можно позже. Здесь есть определенные причины, но они узкоспециальны для сегодняшнего разговора. Компьютерные технологии при создании спектакля «Лес» не использовались.
– Если говорить о современной сценографии, то к чему сегодня тяготеют художники? Есть ли какие-то «тренды» в современной сценографии? И как Вы к ним относитесь?
– Есть и тренды, и сейчас они очень разные, зачастую просто полярные. Я стараюсь следовать не «трендам» (кстати, интересно, «тренд» и «трындеть» – однокоренные слова?), а искать ключики к драматургии. А тренд, на мой взгляд, это фомка или лом, которым собираются взломать дверь. Я стараюсь как «матерый медвежатник» подобрать ключики к этому сейфу.
– Как Вы думаете, насколько важно зрителю Республики Хакасия познакомиться с пьесой Островского «Лес»?
– Эта пьеса нужна не только в Хакасии, она нужна всем, кто говорит на русском языке.
– Есть ли секреты, которые Вы применяете в сценографии спектакля «Лес»?
– Ну какой иллюзионист раскрывает свои секреты до начала представления? Надеюсь, какие-то «чудеса» зритель увидит, а как они сделаны, останется секретом.